Герман Аляскинский

ПРЕПОДОБНЫЙ ГЕРМАН АЛЯСКИНСКИЙ 

(По материалам «Православного церковного календаря») 

 

Монах Герман, будущий великий проповедник веры и благочестия, с первых своих шагов по подвижническому пути отличался верой и большой любовью ко Христу. Пять или шесть лет прожил отец Герман в Сергиевой пустыни и потом перешел в Валаамский монастырь. Всей душой полюбил он величественную пустынную Валаамскую обитель, ее настоятеля старца Назария и всю братию. В будущем пустынный Еловый остров, место своего жительства в Америке, он назвал Новым Валаамом. 

На Валааме отец Герман проходил разные послушания. Испытав его ревность в трудах общежития, мудрый старец отец Назарий отпустил его потом на жительство в пустыню. Пустыня эта находилась в густом лесу, версты полторы от обители; доныне местность та сохранила название «Германово». 

Во второй половине XVIII столетия расширились пределы великой России на севере. Была открыта Русская Америка, и появилась необходимость просветить светом Евангельским ее коренных обитателей. Для этого святого дела митрополит Гавриил поручил старцу Назарию избрать способных людей из Валаамской братии. Избрано было десять человек, в числе их и отец Герман. В 1794 году миссионеры отправились из Валаама к месту нового назначения. 

Быстро разливался свет проповеди Евангельской между новыми сынами России: несколько тысяч коренных жителей Русской Америки приняли христианство, заведена была школа для образования новокрещенных детей, выстроена церковь в месте жительства миссионеров. Со временем в живых из них остался один отец Герман, и ему благоволил Господь долее всех собратий потрудиться подвигом апостольским для просвещения алеутов. 

Как уже было сказано, местом жительства отца Германа в Русской Америке был остров Еловый, названный им Новый Валаам. Его избрал для себя отец Герман, выкопал на нем своими руками пещеру и в ней провел первое лето. К зиме, близ пещеры, Российско-Американская Компания выстроила для него келию. Перед ней был разбит огород, на котором подвижник сам копал гряды, сажал картофель и капусту, сеял разные овощи. 

Одежда отца Германа была одна зимою и летом. Рубашки холстяной он не носил, ее заменяла оленья кухлянка. Потом сапоги или башмаки, ряса и клобук — вот и все его одеяние. В этой одежде он ходил везде и во всякую погоду. Постелью ему служила небольшая скамья, покрытая оленьей, вытершейся от времени шерстью, изголовье — два кирпича, которые под голою шкурой. Ел старец весьма мало. В гостях чуть отведывал какого-либо кушанья и оставался уже без обеда. В келии очень малая часть небольшой рыбы или овощей составляла весь его обед. На теле он носил пятнадцатифунтовые вериги. 

«Главное же его дело, — вспоминал преосвященный Петр, бывший епископ Ново-Архангельский, викарий Камчатской епархии, — было упражнение в подвигах духовных, в уединенной келии, где никто его не видел, и только вне келии слышали, что он пел и совершал богослужение по монашескому правилу».

Как смотрел отец Герман на туземных жителей Америки, как понимал свое отношение к ним и как сочувствовал их нуждам, выражает он сам в одном из писем к бывшему правителю колонии Яновскому: «...Я нижайший слуга здешних народов и нянька». Как чувствовал старец, так и поступал. Предстательствовал он всегда перед начальством за провинившихся, защищал обвиняемых, помогал нуждавшимся чем только мог. Любовь отца Германа к алеутам доходила до самоотвержения. Ничего не искав для себя в жизни, по смирению отказавшись от сана иеромонаха и архимандрита, он остался навсегда простым монахом. 

Приближалось время отшествия старца. В один из дней приказал он ученику своему Герасиму зажечь свечи пред иконами и читать Деяния Апостольские. Через некоторое время лицо его просияло и он громко произнес: «Слава Тебе, Господи»! Потом, приказав прекратить чтение, объявил, что Господу было угодно еще на неделю продлить его жизнь. Через неделю опять по его приказанию были зажжены свечи и читали Деяния святых Апостолов. Келия наполнилась благоуханиями, лицо отца Германа просияло, и в то же мгновение его не стало. Так блаженно почил он сном праведника на восемьдесят первом году своей многотрудной жизни 13 декабря 1837 года. 

9 августа 1970 года, на день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, на острове Кадьяке было совершено прославление преподобного Германа. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 1 декабря 1970 года имя преподобного Германа Аляскинского было включено в месяцеслов. В 1984 году преподобный Герман прославлен вместе со всеми Сибирскими святыми. Его изображение есть на общей иконе Сибирских святых.

Дни памяти св. прп. Германа Аляскинского: 27 июля (Прославление), 13 декабря.