Невельской Г. И.

     «Рязанские мореплаватели в тихоокеанском регионе. Первая половина 19 века»

     Доклад на Всероссийской конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Геннадия Ивановича Невельского «Дела и личность великого русского мореплавателя Г. И. Невельского – благодарность потомков и пример для нынешних поколений». Москва. 4 декабря 2013 года.
     О Геннадии Ивановиче Невельском (1813 – 1876) – адмирале, исследователи Сибири и Дальнего Востока, о его открытиях и заслугах перед Россией, написано огромное количество книг, научных  диссертаций и статей.  В этом  докладе мне, как представителю Рязанского музея путешественников, хотелось бы высказать мнение, что, а скорее кто, своим примером воспитал Г. И. Невельского – патриота, первопроходца далеких русских земель, известного по всей России и даже во всем мире.
     В первую очередь, это семья. Десятилетний мальчик, лишившись отца, тянулся к родственникам своей матери, потомственных моряков. В семейному приданию Невельских , еще во времена Петра I братья Иван, Гаврила и Никифор служили во флоте и служба их закончилась только при Екатерине II. Этим преданиям имеется письменные подтверждения. В именной росписи за 1705 год учеников, обучающихся  морской науке в Московской Навигацкой школе в Сухаревской башне указан, Никифор Невельской, дворянин, 19 лет от роду, поступивший в школу в 1703 году. Он изучал науку навигацию в классе геометрии у математика Леонтия Магницкого. Получал стипендию, хотя и небольшую, всего 8 денег в день. Дворянин он был небогатый. Согласно правилам школы, стипендию получали ученики, у которых было менее 5 дворов крепостных крестьян. (1)
     В 1828 году Г. И. Невельской поступил в морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Именно в Морском корпусе и формировалась его личность. Корпусом в то время командовал руководитель первого в истории российского флота кругосветной экспедиции (1803 – 1806) И. Ф. Крузенштерн, который вместе с Ю. Ф. Лисянским на шлюпах Российско-Американской компании «Надежда» и «Нева» и совершил это плавание. И. Ф. Крузенштерн имел непререкаемый авторитет у кадетов. Юные моряки не могли не зачитываться книгой Ю. Ф. Лисянского «Путешествие вокруг света на корабле «Нева», в которой описывалось все, что случилось с их командиром. К тому же там были описаны неизведанные острова,  жизнь индейцев и боевые действия моряков с ними. В книге говорилось и о двух отважных  лейтенантах со шхуны «Нева», освобождавших русскую крепость на острове Ситка (п-ов Аляска, Русская Америка), захваченную индейцами. (2)  Одним из этих героев был Павел Петрович Арбузов, вторым – рязанский дворянин, уроженец села Маркино, Зарайского уезда, Рязанской губернии лейтенант флота Петр Васильевич Повалишин. Родился в 1775 году. В 1789 году поступил в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. 1 мая 1791 года получил звание гардемарина,  16 февраля 1793 года стал мичманом. Вот как описано его дальнейшее прохождение службы: – « Был в походах на морях Балтийском, Немецком и Северном океане. Компаний регламентных сделал  одиннадцать. За расторопность, оказанную им при высадке на голландские берега десанта, положен 1799 года, сентября, 24 дня орденом  Св. Анны III ст. А в 1806, августа, 2 дня, за совершенный вояж вокруг света, произведен в капитан-лейтенанты, а  в 1809 году, апреля, 1 дня, по Высочайшему повелению уволен капитаном 2-го ранга с пенсионом половины жалования». (3) Необходимо сказать, что рязанский род дворян Повалишиных был знаменит. В составе Российского флота в 19 веке служили еще шесть военных моряков: два вице-адмирала, два контр-адмирала, капитан-командор и  капитан 2-го ранга, все участники боев и сражений. (4)
    В Морском кадетском  корпусе  в 30-х годах 19 века обучались дети моряков, многие из которых являлись гордостью российского флота, естественно кадеты старались быть достойными своих родителей. Общение с ними, их рассказы о подвигах своих родителей и формировали Г. И. Невельского, как русского моряка. Как было не мечтать о путешествиях,  когда у каждого из твоих приятелей в роду есть путешественник.
    Рядом с будущим  адмиралом в Морском корпусе учились, а  в 1830 году выпустились,  мичман  Федор Федорович Повалишин,  племянник упомянутого выше П. В. Повалишина,  мичман Петр Павлович Арбузов,  сын старшего помощника Ю. Ф. Лисянского на шлюпе «Нева». (5) Курсом  старше, обучались  племянники руководителя первого кругосветного плавания И. Ф. Крузенштерна – Карл и Яков.
    На одном курсе с Геннадием Ивановичем обучался Александр Станюкович. (7)  Его отец, Михаил Николаевич, в последствие адмирал, с 1826 по 1829 год командовал шлюпом «Моллер», совершил кругосветное путешествие к Аляске, описал там острова. Вернулся из плавания, когда сын учился второй год в морском корпусе. Надо думать, что являлся героем для сослуживцев сына. Наверняка были разговоры и о подвигах отца в период его службы в английском флоте, и о товарище по службе А. П. Авинове.
     Уроженец деревни Василево, Касимовского уезда, Рязанской губернии Александр Павлович Авинов был из древнего рязанского дворянского рода. В 1796 году десятилетнем  мальчиком, после смерти родителей, он поступает в Морской кадетский корпус. В 15 лет он уже опытный моряк, за плечами у него три компании по Балтийскому морю. Как писал историк Российского флота Ф. Ф. Веселаго,  в 1803 году директор Морского кадетского корпуса П. К. Карцов,  предложил для большего практического  изучения морского дела отправить «несколько хороших гардемаринов, от 15-ти до 17-ти летнего возраста, волонтерами в Англию и Францию.  В августе месяце 30 гардемаринов были посланы за границу. В числе их были – наш незабвенный Михаил Петрович Лазарев, Дохтуров, Авинов, Станюкович и другие». (8)
     А. П. Лазарев был направлен волонтером на эскадру великого английского адмирала Горацио Нельсона.  9  октября 1805 года, в день грандиозного Трафальгарского сражения, А. П. Авинов был в составе экипажа корабля «Виктория» под командованием Г. Нельсона, который в этом бою погиб. В 1807 году, после окончания практики на военных судах в Великобритании, мичман Авинов вернулся в Россию. Служил на русских фрегатах у берегов Англии и Голландии, участвовал в морских сражениях с французами под Флиссингеном в 1814 году. Был награжден орденом Св. Георгия IIII ст. В 1819 году экспедиция  на шлюпах «Открытие» и «Благонамеренный» под общим руководством капитана-лейтенанта М. Н. Васильева направилась на Аляску – искать северный морской путь из Тихого океана в Атлантический. Старшим помощником на «Открытие» был назначен лейтенант А .П. Авинов.  Прибыв к месту поисков в мае 1820 года, экспедиция смогла достигнуть 71 гр. 6 мин. с.ш. и 166 гр.8 мин. в.д. и встретила там льды.  Не имея возможности продолжить изучения побережья Аляски  в 1820 году, экспедиция продолжила поиски в следующем году. Без положительного результата. А. П. Авинову была поставлена задача описать острова вдоль побережья Аляски. Для этого ему был передан под команду небольшой самодельный бот. В заранее оговоренном месте М. Н. Васильев  бот не обнаружил и продолжил движение на север, планирую  соединиться со своим старшим помощником позднее. Авинову пришлось, после выполнения задания, самостоятельно добираться от побережья Аляски до порта Петропавловска-Камчатского через неспокойный океан. Он прошел несколько тысяч миль с обессиленным экипажем на утлом суденышке. После возвращения из кругосветного «вояжа» Александр Павлович продолжал службу на флоте. Он стал боевым заслуженным адмиралом, породнился с адмиралами Лазаревыми, дружил с Ф. Ф. Белинсгаузеном и М. Н. Станюковичем. (9) Мыс на Аляске, который описывал Авинов, был назван его именем.
     После окончания учебы Г. И. Невельской  начал морскую службу под командой  будущего адмирала, ученого, мореплавателя, совершившего четыре кругосветных плавания, Ф. П. Литке. А начинал Федор Петрович в команде у самого знаменитого на тот момент мореплавателя  Василия Михайловича Головнина, был членом экипажа шлюпа «Камчатка». Сколько, вероятно,  Г. И. Невельской услышал от Ф. П. Литке о плавании «Камчатки» и о В. М. Головнине.  Надо сказать, что Геннадий Иванович  был знаком с В. М. Головниным не только лично, как  с помощником директора Морского корпуса, не только по книгам, написанным по совершенным  путешествиям. В Морском корпусе, курсом старше, учился Ипполит Вуколович Головнин, он был двоюродным братом самого В. М. Головнина и родным братом, недавно вернувшегося из кругосветного путешествия в тихоокеанский регион, Владимира Вуколовича. (10) Последний был в команде экипажа шлюпа «Предприятие», совершившего плавание (1823 – 1826) под командой О. Е. Коцебу. Трудно себе представить, что бы пытливые мальчишки не заваливали вопросами своего товарища.        
     После того, как Г. И. Невельской  прибыл в 1849 году в Петропавловск-Камчатский, вся его служба там была связана с местами, по которым ранее прошел В. М. Головнин. Было бы уместно рассказать об этом человеке.
     Головнин Василий Михайлович родился 8 апреля 1776 года в  Рязанской губернии в старинной дворянской семье. Дворянский род Головниных был не очень богат, но знатен своим  служением России. Об этом свидетельствуют грамоты, полученные еще дедом путешественника от Императрицы Елизаветы Петровны. (11) Отец – Михаил Васильевич, отставной капитан. Мать – Александра Ивановна Вердеревская была из очень знатного рязанского дворянского рода.  Являлась наследницей по прямой линии от  Ивана-Салахмира Милославовича и княжны Анастасии Ивановны, родной сестры Великого князя Олега Рязанского.(12) В 16 лет В.М.Головнин закончил обучение в Морском кадетском корпусе  имея, при этом, опыт участия в двух морских сражениях со шведами. Был награжден за храбрость медалью. В 1802 году, в числе наиболее подготовленных офицеров, был направлен в Англию, где знакомился с организацией и тактикой английского флота. Плавал в Атлантике и ходил в Индию. Участвовал в сражениях под руководством адмирала Г. Нельсона. По возвращении на родину, в 1806 году был назначен капитаном шлюпа «Диана», предназначенного для конвоирования судна РАК «Нева» к берегам Русской Америки.  Между тем, планы изменились. Плавание с «Невой» не состоялось. С задержкой почти в год Головин вышел в море.  25 июля 1807 года удалось выйти в море,  мыс Горн обошли только 19 января 1808 года. Сильные штормовые встречные ветра не дали возможности выйти в Тихий океан. После двух недель борьбы со стихией, Головин принял решение развернуть корабль на 180 градусов и плыть на Аляску через Индийский океан. 21 апреля, при заходе на отдых  в порт Кейптауна (Южная Африка), судно было арестовано, т.к. начался конфликт Англии и России. Почти 13 месяцев «Диана» простояла в окружении английских военных кораблей. 15 мая 1809 года, ночью, при шквальном ветре В. М. Головнин приказал матросам ставить паруса, рубить канаты, и «Диана» ушла в море. Корабль, чтобы не встретиться с англичанами, ушел в самые южные широты и, ему удалось, при сильных ветрах, пройдя 6000 миль, выдержав сильнейший трехдневный шторм, чудом не разбившись о рифы, прибыть 25 сентября 1809 года в порт Петрапавловска-Камчатского. Этот поход длился 2 года и 2 месяца. После прибытия на Камчатку, в ту же осень, В. М. Головнин ходил в Ново-Архангельск на острове Ситха. В 1811 им было получено задание обследовать Курильские, Шантарские острова и берег Татарского пролива.  Необходимо было подробно описать земли и острова, не отмеченные на карте, определить их координаты, промерить глубины, собрать сведения о море и о господствующих ветрах. В. М. Головнин разработал план этой экспедиции, согласно которому, исследования должны были начаться на Курильской гряде, затем на Сахалине и в Татарском проливе. Работа началась удачно. Открыты были еще два острова, несколько проливов, описаны особенности климата и течений, но… у острова Кунашир, обманным путем, В. М. Головнин и его шесть спутников были взяты в плен японцами.  Почти два с половиной года плена. Вели себя моряки достойно. Пытались бежать, даже не имею шансов на успех, чем вызвали большое уважение японцев. Освобождение только после победы России над Наполеоном. Возвращение на родину в 1814 году. Отчет по экспедиции. Данные по Курилам удивляли ученый мир сваей полнотой и новыми открытиями. Об этом путешествии В. М. Головнин написал книгу, самую читаемую в России и переведенную на многие европейские языки. (13)
     В 1816 году последовало новое предложение возглавить экспедицию на шлюпе «Камчатка». Кроме доставки военных грузов в Петрапавловск, необходимо было провести ревизию деятельности Российско-Американской компании (РАК), описать побережье Америки от 60 до 63 град.с.ш. В августе 1817 года шлюп вышел из Кронштадта, в начале 1818 года обогнул мыс Горн, 3 мая прибыл в порт Петрапавловск. Выполняя описание берегов Америки, В. М. Головнин прошел через Алеутские острова, зашел на остров Кадьяк, посетил Новоархангельск и Форт-Росс. Провел ревизию владений РАК в 22-х пунктах, на 25 островах произвел перепись населения, составил отчеты о количестве скота, об урожаях.  В 1818 году В. М. Головнин  совершил плавание к берегам Калифорнии,  Гавайских островов  и Филиппинского архипелага,  где составил подробное описание этих стран. Пройдя через Зондский пролив, через Индийский океан, обогнув мыс Доброй Надежды, пройдя Атлантику, 5 сентября 1819 года В. М. Головнин прибыл в Кронштадт. Так закончилось его второе кругосветное путешествие. За научные исследования в ходе этой экспедиции В. М. Головнин был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Мореплаватель всегда заявлял, что заслуга в этом не только его, но и его офицеров, будущих адмиралов и путешественников Федора Литке, барона Фердинанда Врангеля, Никандра Филатова, Федора Кутыгина, Феопента Лутковского , штурмана Григория Никифорова. (14) В последующем вице-адмирал В. М. Головнин был генерал-интендантом флота, руководил департаментами кораблестроительным, комиссариатским и артиллерийским. К сожалению, в 1831 году, в самом рассвете сил, Василий Михайлович умер от холеры. Но на картах океанов, морей и материков осталось его имя в названиях гор, вулканов, островов, мысов, проливов и бухт.
     Тихоокеанский регион всегда был местом, где пытливые молодые морские офицеры могли удовлетворить свою тягу к путешествиям, географическим исследованиям, не боясь  тяжелых испытаний, которые могли бы встать на их пути.
     К числу таких офицеров относился лейтенант флота Лаврентий Алексеевич Загоскин. Родился он 21 мая 1808 года в селе Николаевка, Пензенского уезда в семье дворянина, секунд-майора А. Н. Загоскина. Хотя Л. А. Загоскин уроженец Пензенской губернии, но  Рязань всегда считала его своим гражданином.  Во-первых, потому, что одна из ветвей рода Загоскиных поселилась на рязанской земле в начале 17 века. Во-вторых, сам Лаврентий Алексеевич прожил в Рязани более 40 лет, активно участвовал в её жизни и умер здесь.
     Служба Л. П. Загоскина  началась в 1822 году, когда он был зачислен в Морской кадетский корпус. Продолжалась уже на Каспии, в 1827 году, где он был назначен командиром шкоута «Мария». 8 лет службы на Каспийском море его многому научили. В 1832 году он уже лейтенант и командир парохода «Аракс». Затем случилось непредвиденное  – пожар, полностью уничтоживший корабль в считанные минуты. Командование стало на защиту молодого офицера, но столичный ревизор изложил свой вердикт: Загоскина лишить дворянства и расстрелять, двух матросов повесить, остальным, в назидание, отрубить по два пальца на руке. Приговор пошел на утверждение к императору. Л. А. Загоскин больше года ждал своей участи в заточении. Наконец 30 января 1835 года император Николай I принял решение: дворянства Л. А. Загоскина не лишать, разжаловать в матросы 2-й статьи, а к празднику Пасхи восстановить в звании. Спустя три месяца,  Загоскин вновь стал лейтенантом. (15)
      После такого взыскания военная карьера Л.А.Загоскина уже не сложилась. Однообразная жизнь в Кронштадте, особенно в зимнее время, его угнетала. Чтение книг русских кругосветных путешественников подтолкнуло его к мысли написать рапорт по команде и убыть служить на далекую русскую окраину – Аляску. В 1838 году он был откомандирован на службу в РАК. В порт Охотск добирался сухопутным путем почти полгода. В порту получил под командование бриг «Охотск», на котором отбыл на Аляску.
 С 1840 года командир брига «Байкал». Через год получил корвет «Елена», совершивший до него уже три кругосветных плаванья. На моряка обратил внимание главный правитель А. К. Этолин и предложил ему готовиться к сухопутному путешествию вглубь Аляски.
Подготовка началась в мае 1842 года. а в декабре Л. А. Загоскин направился по замерзшим руслам рек в бассейн Квихпака. Изучение этого региона заняло у путешественника почти 2 года. Было пройден, исследован и описан маршрут в 5000 миль. В 1845 году истек срок службы Загоскина в РАК и он возвратился  в Петербург. Труд Л. А. Загоскина привлек внимание научного мира. Участие в его судьбе принял ученик В. М. Головнина, главный директор РАК, учредитель Русского географического общества Ф.П.Врангель. В 1848 году был опубликован отчет экспедиции – «Пешеходная опись», получивший вторую премию Академии наук. Сам Л. А. Загоскин был принят в члены РГО.
   В 1848 году был уволен от службы в запас. Поселился в Рязанской губернии. Активно участвовал в дворянском собрании. В Крымскую войну был начальником 103-й Рязанской дружины ополчения. (16) Был мировым посредником. Умер Л. А. Загоскин 22 января 1890 года, на 82 году жизни. Труд его – «Пешеходная  опись» – остается и сейчас учебником для путешественников.
    Продолжателем дела Л. А. Загоскина стал почетный гражданин  города Рязани, полярный путешественник и исследователь, Герой России Михаил Георгиевич Малахов. В конце сентября он вернулся из очередной экспедиции на Аляску. На этот раз это был морской маршрут, пролегал он по трем десяткам островов в Алеутской гряде.
     Но вернемся к Г. И. Невельскому. Судьба сложилась так, что он шел по следам Л. А. Загоскина, но с отставанием в пять лет.  Прибыл Г. И. Невельской на Дальний Восток, командуя военным транспортом «Байкал», а Л. А. Загоскин командовал тоже «Байкалом» но старым, поставленным на стоянку. Зато Транспорт «Охотск» был тот же. Именно на нем  Г. И. Невельской обследовал устье реки Амур.
     Геннадий Иванович руководил Амурской экспедицией в 1851-1855 годах, и закончил дело, которое было поручено  рязанцу  В. М. Головнину,  изучение Сахалина и берегов Татарского пролива, именно в этом и выражается связь поколений. В свою очередь, другой рязанец продолжил дело Г. И. Невельского.
     Этим человеком был Михаил Иванович Венюков. Родился он 2 июля 1832 года в селе Никитское, Пронского уезда, Рязанской губернии. (17) Службу в армии начал в Дворянском полку, затем в артиллерии. В 1856 году окончил Академию Генерального штаба. Служил старшим  адъютантом в штабе генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева. Последний, не без помощи Г. И. Невельского,  добился заключения Айгунского договора 1868 года, который определил новые границы между Россией и Китаем. Он был первым, кто произвел геодезические съемки реки Амур, а затем рекогносцировку земель по реке Уссури, с выходом через Сухэтэ-Алинь в бухты Ольги и Владимир на побережье Японского моря.  М. И. Венюков доказал возможность судоходства по Амуру,  принимал участие в закладке Хабаровска и Благовещенска. Первым из европейцев изучил Тибетское нагорье, по заданию военного министерства совершил экспедиции по Японии, Китаю, был в Забайкалье, на реке Чу, на озере Иссык-Куль,  на Тянь-Шане, Алтае, Памире, Кавказе. В 1870-е годы путешествовал по Африке, Северной и Южной Америке, Европе. Практически совершил сухопутное кругосветное путешествие. Сведения, им полученные, заслужили высокую научную оценку. С 1873 года ученый секретарь Русского географического общества. Генерал-майор Генерального штаба. Автор многих научных работ. Умер в Париже в июле 1901 года.
      Хотелось бы отметить  необычное стечение обстоятельств  в судьбах этих  географов.
В начале доклада упоминался навигатор Навигацкой школы в Сухаревской башне Никифор Невельской, а сейчас время упомянуть о еще одном навигаторе этой школы. В ведомости о числе записавшихся в математическую школу, на 4 марта 1710 года значится дворянин 17-ти лет Ульян Венюков. (18)  Ульян Ульянович Венюков был секунд-майором и двоюродным прадедом  Михаила Ивановича. В деле рязанского дворянского рода Венюковых имеется четыре наградных грамоты на Ульяна Ульяновича от императора Петра II  и императрицы Анны Иоановны, за верную службу. (19)
      Вот так, через 150 лет, замкнулся очередной виток спирали истории.
      Теперь о «сухопутной» Рязанской области и ее моряках.  В Рязанской области существует необычный памятник всем мореходам, когда-либо ходившим по океанам. Памятник,  которого больше нет нигде. Это село в Сасовском  районе области. Имя ему – Мыс Доброй Надежды. Каждый житель области знает – это о них, о моряках, которые были, есть и будут.
  
 
Литература:
1. Материалы для истории русского флота. Ч.III., СПб., Типография морского министерства , 1866, Л.300.
2. Ю. Ф. Лисянский. Путешествие вокруг света на корабле «Нева» (1803 – 1806). ОГИЗ.М. 1947.
3. Государственный архив рязанской области (ГАРО). Ф. 98, Оп.1., Д., Л. 44.
4. Там же. Л.52, 59, 63, 73, 152, 218, 260, 374-376
5. Т. А. Климентьева. Дворяне Арбузовы на службе России. // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. 2006. № 25. Л.156-158.
6. Веселаго Ф. Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса. СПб., 1852. л.92, 94.          
7. Там же. Л. 95.
8. Там же. Л.175.
9. Государственный архив Рязанской области (ГАРО). Ф.98., Оп.1., Д. 5.,Л.25, 49 – 56.
10. ГАРО. Ф.98., Оп. 8., Д.15., т.1., Л. 105, 107.
11. Там же. Л. 87, 88, 89.
12. ГАРО. Ф.98., Оп.7., Д. 8., Л. 109, 282-290.
13. В. М. Головнин. Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в 1811, 1812, 1813 годах. С приобщением замечаний его о японском государстве и народе. Ч.1 и 2. СПб.,1822
14. В. М. Головнин. Путешествие вокруг света по повелению Государя Императора, совершенное на военном шлюпе «Камчатка» в 1817, 1818 и 1819 годах флота капитаном Головниным. СПб., 1822.
15. ГАРО. Ф.98., Оп.1 ., Д.31., Л. 3 – 4.
16. ГАРО. Ф.5.,Оп.1., Д.3612.,Л. 20.
17. ГАРО. Ф.98., Оп.31., Д.6.,Л.36, 224.
18. Материалы для истории русского флота. Ч.III., СПб., Типография морского министерства.1866. Л. 305.
19. ГАРО. Ф.98., Оп.31., Д.7., Л. 5, 243, 244, 247, 248.


МБУК «Рязанский музей путешественников»
Старший научный сотрудник
Попов Николай Семенович